9/05/2010

Культурный шок в Корее - III часть

Часть I
Часть II

Еще одним совершенно непонятным и неприятным моментом для меня является то, как знакомят младшего по возрасту со старшими. Обычно такие ситуации случаются на семейных мероприятиях. Как правило, старшие стоя рядом с вами показывают на вас пальцем и спрашивают общего родственника «Кто это?». Тысячный раз себя заставляешь улыбаться и не думать в этот момент, насколько в европейском обществе это считается неприличным и унизительным.
Туалет – одна из забавных сторон корейского бытия. В первый раз, когда я уверенно зашла в туалет, там стоял мужчина в классической позе, после чего я извинившись, выбежала.
Меня тогда глубоко шокировало то, что интимные природные потребности могут исполняться в присутствии противоположного пола. Не знаю, почему в Корее, где издавна существовало понятие «мужская и женская половина дома» (кстати, как и во всех восточных странах), сегодня относятся к совмещенному туалету как к совершенно нормальному явлению?
А вот когда я училась на курсах корейского языка в одном их университетов, то меня сильно удивил не сколько статус корейского преподавателя, а то как, как он себя преподносит, особенно в свободное от учебы время. На уроках корейского преподавателя было принято уважать – это я считаю нормальным, потому как в моей стране такое же уважительное отношение к человеку, который является источником знаний и имеет научные степени. Интересное начинается когда заканчиваются занятия – оказывается, с преподавателем можно без всяких проблем вместе поесть и даже выпить соджу (рисовая водка). И никакой, привычной мне с университетских лет, дистанции между преподавателем и студентом не существует в свободное от учебы время.
Почему-то девушки в Корее даже глубокой зимой носят мини-юбки и туфли, а вот осенью меня сильно удивляло то, что они носят сапожки с высоким бортом. Что это – культурная особенность кореянок или дань моде? Либо они настолько закалены, что им не страшны никакие морозы? В первый раз я долго не могла без содрогания и глубочайшего удивления стоять зимой вместе с ними на автобусной остановке и смотреть на таких девушек. Смотря на них, я часто чувствовала, что замерзаю до костей, хотя одета я была раз в десять теплее.
Отдельным пунктом хотелось бы отметить и про религию. Для меня было довольно существенным шоком то, что католики могут принимать пищу на кладбище около могилы покойного. В исламе считается недопустимым принимать пищу, фотографироваться и брать землю с кладбища, какими бы благими намерения не были. Когда мусульмане посещают кладбище, то долго молятся и приглашают муллу (религиозный служитель) помолиться за упокой души покойного родственника. Поскольку я придерживаюсь религии ислам, то для меня такие вещи являются священными.
В год мы с семьей в Корее примерно 10 раз ездим на кладбище и каждый раз после небольшой молитвы родные сидят около могилы и принимают специально приготовленную заранее пищу. Как в первый раз после шока, так и в последующие посещения я так и не смогла ничего есть на кладбище. Не знаю, привыкну ли я в будущем к обычаю кушать на кладбище.
В заключение хотелось бы добавить: следует помнить, что в любой стране иностранец почувствует в той или иной мере культурный шок, размеры которого зависят от личной подготовленности. Со временем постепенно ко всему привыкаешь, порой перенимается даже манера речи и поведение, характерное коренному населению. Самое главное, что мы должны помнить – когда другая культура нам кажется непонятной и странной – это ни хорошо, ни плохо. Это просто другая культура, другое понимание бытия. Мы, женщины – замужем за иностранцем и выбрали этот путь сознательно. Осознавая это, я научилась относиться к подобным вещам как к опыту и способу познать новое для меня общество с его законами и нормами и чем быстрее это осознаешь, тем легче приспособиться.

14 комментариев:

  1. Спасибо, Гульноз!

    Очень буду ждать продолжения этой серии!

    Абсолютно согласна с твоим утверждением, что "Мы, женщины – замужем за иностранцем и выбрали этот путь сознательно. Осознавая это, я научилась относиться к подобным вещам как к опыту и способу познать новое для меня общество с его законами и нормами и чем быстрее это осознаешь, тем легче приспособиться."

    А по поводу еды кладбище, я думаю не стоит привыкать к этоу обычуюю, особенно если он противоречит твоей религии...

    Заодно возник вопрос, а тебе удается соблюдать религиозные традиции мусульман. Какие удается, а какие нет?

    Света

    ОтветитьУдалить
  2. "Интересное начинается когда заканчиваются занятия – оказывается, с преподавателем можно без всяких проблем вместе поесть и даже выпить соджу (рисовая водка).", - может у вас в Узбекистане это было по-другому, но у нас в Украине это тоже считается нормальным)) Официальные отношения существуют только во время пар, а в остальное время - вы обычные светские люди)))

    "Почему-то девушки в Корее даже глубокой зимой носят мини-юбки и туфли", - у нас в Харькове та же ситуация)))

    "...католики могут принимать пищу на кладбище около могилы покойного", - православные тоже кушают и пьют водку на могиле покойника, особенно на Пасху.

    ОтветитьУдалить
  3. @ Sveta. Света, это Вам спасибо, что заходите!

    Насчет соблюдения мусульманских правил - у меня в Корее с этим напряг. Например, одним из правил является воздержание от принятия в пищу свинины. Сама я ее не ем, но вот запах иногда приходится вдыхать когда ты находишься в одном ресторане с теми кто в данный момент жарит ее, например. Или вот моя свекровь - она убеждена, что раз я приехала в Кореи, то должна менять свои взгляды и предпочтения. Зачастую она даже не предупреждает какое мясо было употреблено при приготовлении еды. Хорошо, что муж и свекр на моей стороне - всегда предупреждают.

    Что касается других вещей, то этого удается придерживаться, хотя я и не ярая мусульманка. Скорее я просто осознаю свою приверженность к религии от рождения.

    ОтветитьУдалить
  4. Максим, тогда у тебя в Корее, скорее всего, не будет культурного шока. Но может быть ты найдешь что-то другое неприемлемым для себя :)

    ОтветитьУдалить
  5. зимой в юбках это зависит конечно от погоды (в -30, ветер 15 м/с и снег по колено - слабо?)

    ОтветитьУдалить
  6. Очень своеобразный способ представления. Действительно, шокирует.
    А мужчина так же знакомится с женщиной, если она младше?

    ОтветитьУдалить
  7. @ Сергей: в том-то и дело, что зимы в Корее жуткие и минус 15 это запросто!
    В Узбекистане зимы относительно теплые, но и у нас зимой мини-юбки носят только отчаянные головы. А в Корее это норма!

    ОтветитьУдалить
  8. @ Ирина: в случае с мужчиной дело обстоит помягче - чаще всего он вообще не проявляет интереса к противоположному полу (корейцы-мужчины на удивление весьма скромны в этом плане, хотя мне это пока так может казаться) или дамы сами льнут и находят повод познакомиться. В служебных отношениях младшего по чину представляют старшему, как и положено.
    А вообще, я в этом направлении пока ничего странного не заметила.

    ОтветитьУдалить
  9. Скромные мужчины - это, конечно, хорошо. Но мне бы, наверное, не хватало внимания противоположного пола на сдержанных корейских вечеринках.

    Удачной поездки! Буду с нетерпением ждать продолжения.

    ОтветитьУдалить
  10. У нас тоже едят на кладбище и выпивают на родительский день. Лично мне это не нравится, но народу там собирается очень много

    ОтветитьУдалить
  11. Сколько культур, столько и традиций!

    ОтветитьУдалить
  12. я тоже замужем за корейцем. правда за местным.так же была шокирована тем что на кладбище пьют и едят.

    ОтветитьУдалить
  13. За местным - в смысле СНГовским, т.е. нашим?

    ОтветитьУдалить
  14. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить

Перед отправкой комментария не забудьте подстраховаться, сохранив его в буфер обмена. Спасибо за внимание!