6/05/2010

Кокосовая неделя


На несколько дней наш дом превратился в мини-фабрику по переработке кокосов: от производства цветочных горшков до добывания кокосовой стружки и масла. Но все по порядку.

Все началось во фруктовом отделе нашего мата (так в Корее называются супермаркеты). В наш мат завезли кокосы. Впервые за 2 года моего пребывания в Корее. Или раньше я их не замечала? Как бы то ни было как только я заметила груду кокосов, сразу прикинула какой симпатичный получился бы цветочный горшочек. Ну, и прикупила один.

По правде сказать, особого опыта обращения с кокосами у меня не было, несмотря на то, что покупаю его во второй раз.

В первый раз я привезла кокос из Индии вместе с кучей других фруктов. Кокосик был оставлен "на потом" и вспомнила о нем только когда все индийские фрукты уже кончились. Примерно месяц он провалялся у меня под кроватью (куда ж его еще ложить? :-)). Когда  вдруг решили вскрыть, то долго мучались с ним. В Индии кокос пробовать из немытых рук местного продавца не особо-то и хотелось, поэтому оставила сие занятие для родного Ташкента, где тогда, да и в настоящее время из экзотических фруктов кроме киви, бананов и ананасов ничего больше не видела.Так вот бились-бились мы всей семьей над "золотым яичком" пока, наконец, папа не решил его распилить. Поскольку он пролежал прилично долгое время (для фрукта) в комнате, то его сок хоть и не прокис, но его осталось совсем мало. По глоточку на всю семью. Даже распробовать не получилось.

В этот раз тоже сначала не сразу открыла его, но помог интернет (чтоб я без тебя делала!). Разобралась с этими тремя глазками и вдоволь напилась кокосовой водой. Получилось 250 мл. Вкус вроде ничего, но на любителя. Моим корейским свекрам он не особо  пришелся по вкусу. Они вообще-то еще и консервативны в питании. Помнится, мои родители привозили виноград сорта "Кишмиш", заботливо выращенный моим отцом в нашем дворе, а также сочные дыни из узбекских полей, но свекры совсем не оценили щедроту узбекского плодородия, предпочитая местные пресные мини-дыньки и кислый виноград, которые позорнее один-другого. Впрочем, они не особо хорошо относятся и к чилийскому винограду, американским гранатам, филиппинским манго и ананасам. Да, ладно, сегодня тема не про это.

Так вот, кокосы. Начиталась в нете, насколько он полезен для здоровья и что помогает контролировать вес, ну и пошло-поехало: за соком слопала всю цедру сидя за монитором. Ну, почему никто не написал про то, что в больших дозах кокос не вызывает ничего хорошего в неподготовленном организме??? Результат не заставил себя долго ждать: уже той ночью живот у меня сводило от болей, были ложные позывы к рвоте так что ночью я скорее коротала время, чем спала. Продолжалось все это почти 2 дня пока не разразилась вконец диареей. Но обиды на кокосы не было: не продукты бывают вредными, а неправильное их использование приносит вред.

Это не остановило меня от дальнейших действий в отношении кокоса. Благополучно был изготовлен первый симпатичный цветочный горшочек.
Между делом нашла в нете очень много полезной информации о производстве кокосовой стружки и ее использовании. Также в ходе всего этого получилось само собой добыть кокосовое масло. О его свойствах тоже много хорошей информации. Представляю все это ниже. Затем расскажу как же происходила обработка самих кокосов. Кстати, всего я  прикупила аж 13 кокосов!

Вскрытие кокосов

Прежде чем вскрыть кокос, позаботьтесь о том, чтобы в нем не осталось жидкости. Для этого найдите из трех имеющихся глазков тот, что выпуклее двух других. Именно его вам без труда удастся просверлить острым предметом: корейской (китайской) палочкой, отверткой или на худой конец ножом. Два других отверстия можно раскрыть отверткой, приложив некоторые усилия + терпение. 

После того, как вы опорожнили кокос, пришло время его вскрыть. Для этого нам пригодится большой нож а-ля мачете. Несильными, но уверенными ударами намечаете по контуру место сруба. Бить надо не острием, а тупой стороной. Не забываем щуриться, чтоб пыль и осколки не попали в глаза. Правда, со мной этого не случилось со всеми 13-ю кокосами. НО береженного бог бережет!



Тут я хочу отметить, что разделить кокос поперек (на картинке слева) гораздо легче, чем вдоль. Чтоб расколоть кокос поперек вам потребуется небольшая сноровка (приходит после 2-го кокоса) и всего 2-3 минуты, в то время как деление его вдоль потребует уже минут 10 и терпения побольше.

Кстати, абсолютно во всех интернет ресурсах, которые я посетила перед этим, говорилось, что самое слабое место у кокоса находится на расстоянии 1/3 от глазков. Мой опыт показал, что слабое место может находиться там, где вам это нужно :-) То есть, вы можете легко колоть кокос (поперек) на 1/3 хоть от глазков, хоть от попки. Все мои расколотые кокосы этому яркий пример. Кстати, колола я именно так только для того, чтобы получить эти дырочки при минимальных энергозатратах: они мне нужны как отверстия для стока воды в будущих цветочных горшочках.



Обработка кокосов

 Слева расколотый кокос вопреки всем интернетовским правилам :-) . Для получения качественной кокосовой стружки и масла, вам необходимо разделаться с кокосом желательно сразу после его вскрытия. Иначе он начнет портиться: станет вялым, появится розовый налет и слизь. Все это сильно затруднит работу с ним.





В целях получения чистеньких горшочков, кокосовой стружки и кокосового масла надо аккуратно отделить мякоть кокоса от скорлупы. Для этого острым фруктовым ножом сантиметр за сантиметром отделяем мякоть.Затем специальным ножом для резки картофеля очищаем белую мякоть от кожуры. Моем. Размалываем в блендере с добавлением воды до получения однородной массы. Не пугайтесь, если услышите звук как будто бы вы размалываете стекло. Все нормально. Свежие кокосы издают именно такой звук при измельчении. Воду добавить только для того, чтобы покрыть кокосовые кусочки. В противном случае блендер будет крутить только воду, а результата не будет. Кусочки тоже надо класть небольшие (как на фото), иначе они застрянут в блендере.

Кокосовая стружка

Ну, вот, размололи кокосовую мякоть, слили воду и получили кокосовую стружку в чистейшем виде.  На фото показано количество стружки, полученное из 3-х кокосов. Вес полученной стружки  в сыром виде - 1,5 кг. После усушки объем практически не изменится (самое главное), а вес уменьшится вдвое.

Сушить сырую стружку надо в духовке при температуре 100 градусов по Цельсию в течение часа. Для этого надо разложить стружку на противне высотой в 1-1,5 см. Помешивать каждые 20-30 минут.

Если вы живете в сухом климате, то, возможно, она высохнет и так. Но в Корее климат влажный и после даже 2-х дней на веранде она оставалась влажноватой.

Храним стружку в пластмассовых банках. Я храню свою кокосовую стружку в морозильнике. Во-первых, как бы я ни сушила, я не знаю, насколько я приблизилась к стандарту. Во-вторых, моя магазинная стружка в прошлом году испортилась из-за влажности, когда она находилась просто в кухонном шкафу.

Применение кокосовой стружки

Кокосовая стружка широко применяется в кондитерском деле. Рецептов, думаю, предлагать не надо. После моего неудачного опыта с кокосанкой (судя по форумам это звезда чуть ли не №1 сейчас в России), я обратилась к Иден. У нее в блоге очень много интересных рецептов, в том числе и с кокосовой стружкой. Я воспользовалась  двумя ее рецептами:

 Воздушные облачка



Продукты:

Белок 1 штука
Соль щепотка
Сахарная пудра 85 г
Кукурузная мука 2 ч. ложки
Кокосовая стружка 90 г












Кокосово-апельсиновый кекс



Продукты:

Тесто:
Апельсин 1 штука
Маргарин 150 г
Сахар 100 г
Ванильный сахар 1 пакетик
Яйца 4 штуки
Мука 75 г
Картофельный крахмал 50 г
Разрыхлитель для теста 2 ч. ложки
Кокосовая стружка 200 г




 Кокосовое масло

После того, как вы слили воду от приготовления стружки, ее надо оставить на несколько часов в холодильнике. Образуется корочка, которую надо аккуратно собрать вилкой. Заливать кокосовую стружку в блендере желательно горячей водой. Так у вас получится больше кокосового масла. На вкусовых качествах стружки это совсем не отразится.

Маленький секрет: если вы за раз обрабатываете несколько кокосов, то используйте одну и ту же воду несколько раз. Так получится больше масла и оно не сильно разбавится водой. Как результат - минимальные потери.

Цветочные горшочки

Ну, вот, наконец, добрались и до цветочных горшочков, из-за которых и начался весь этот сыр-бор.


Как разделать кокос на горшочки с целью получения естесственных дренажных отверстий, я показала выше. Теперь покажу как придать устойчивости нашим горшочкам.

Нам понадобится клей и основа.

1. Я использовала специальный клей для замазывания щелей. Он мне понравился тем, что прилипает замертво, даже, если не почистить скорлупу кокоса от волокон.
2. Жестяные пластины. Их я вырезала из банки из-под чая. Они хороши тем, что легкие и практически не будут видны под горшочками.

Клеим и ждем несколько часов, а лучше сутки. Потом можно ставить на поддоны горшочки.


21 комментарий:

  1. Iden, спасибо за вкусные рецепты!

    ОтветитьУдалить
  2. Как вы подробно все описали! Горшочки получились супер!.
    А мне так захотелось кокоса прямо сейчас.... (а у нас уже почти 11 ночи) на часах...

    ОтветитьУдалить
  3. Gulnoz, спасибо за интересный рассказ!

    Всегда с наслаждением читаю ваш блог!

    Света
    PS И я кокос пробовала лишь однажды.. Надо будет еще как-нибудь их попробовать, когда завершится моя эпопея с похудением ;)

    Света

    ОтветитьУдалить
  4. Ирина, Света, спасибо.
    @ Света: когда я искала информацию про полезные свойства кокоса, то часто встречала статьи, где говорилось о пользе кокоса в диете и сыроедении. Так что может быть пора присмотреться к нему повнимательнее. Но опять же с осторожностью ввиду вышеуказанной причины.

    ОтветитьУдалить
  5. YA znayu avtora bloga uje 10 let, no ne ustayu udivlyatsya eyo vidumkam. Gulnoza, kstati, prikolis uje 10 let kak znaem drug druga.

    ОтветитьУдалить
  6. Gulnoz, большое спасибо за такой подробный рассказ о накопленном тобой личном опыте с этим экзотическим фруктом. Очень интересно и применимо на практике. Сама я эти "орешки" ещё не колола, но найдя пару рецептов, где просто необходимо их ровнехонько распилить (разрубить, разрезать) невольно призадумаешься, а как???
    Пилы у меня нет, а вот мачете как раз под рукой! :)))
    Тупой стороной, говоришь?
    Сама я кокос пробовала только раз в гостях. Не впечатлилась.
    Муж говорит, что пьют сок только зеленых плодов - пробовал эти «деликатесы».
    А к нам импортируются только плоды созревшие. Их сок уже пить не желательно.
    И к употреблению мякоти надо, говорит, относиться осторожно, без излишеств и фанатизма. Твой организм, оказывается, правильно среагировал. А я и не задумывалась над этой проблемой! Теперь буду знать опять же благодаря тебе…

    Отдельное спасибо за технологию приготовления стружки и масла. Сохранила весь твой пост для дальнейшего использования.

    Горшочки вышли чудесные. Отличная идея!

    Рада, что рецепты пригодились. На здоровье.

    ОтветитьУдалить
  7. @ Gulnarasan: да, подружка, уже 10 лет! Даже и не верится! Когда юбилей справлять будем?

    ОтветитьУдалить
  8. @ Iden: да, вот мне тоже кажется, что нежелательно его сок просто так пить, в то время как в Таиланде мы его пили зеленым и он был очень вкусным и мякоть тоже была замечательная. Тогда вообще проблем не было.

    Но вот что я для себя прояснила уж точно: покупать кокосы можно только для производства стружки. Если есть время на его обработку, то это самый дешевый вариант притом что стружки выходит очень много. У меня с 12 кокосов вышло 5 банок по 550 гр. в сухом виде! Надолго хватит. И это не маленькие пакетики по 50-70 гр, которые продаются в супермаркете!
    А вот кокосового масла вышло мало: всего около 100 гр.

    ОтветитьУдалить
  9. O, my God! Такие симпотные горшочки получились! Прямо загляденье. Единство с природой, безотходное производство и красота в одном флаконе :) А еще мне понравился цветочег, который самый первый - похоже, редкий сорт. Таких я еще не встречала

    ОтветитьУдалить
  10. Рита, спасибо. А цветок называется Кодиеум или Кротон (Codieum variegatum Gold Finger). Как только я увидела его в цветочном магазине, то сразу поняла, что он будет хорошо смотреться в кокосике.

    ОтветитьУдалить
  11. Света, не за что. Удачи в новом проекте. Главное, берегите здоровье :)

    ОтветитьУдалить
  12. Гульноз, ну, вы просто -"от скуки на все руки"!

    А вот вкусы ваших корейских родственников меня удивляют! Как можно отказаться от узбексткой дыни или кишмиша?!

    ОтветитьУдалить
  13. То, что "от скуки на все руки" - это уж точно! В Узбекистане мне бы такое и в голову не пришло. Если б и пришло, то было б лень, наверное.

    Ну, а насчет свекров - я не удивляюсь уже :) Они всю жизнь потребляли свое и вот, на тебе, вдруг, что-то новое - тяжело перестраиваться.

    Я когда приехала в Корею, то с трудом привыкла с чисто корейской еде. Не то, чтобы она была невкусная, но это совершенно другое восприятие. Зато сейчас ем с удовольствием, а от узбекской еды чувствуется тяжесть в желудке. Вот так вот.

    ОтветитьУдалить
  14. Рада, что познакомилась с вами. Я тоже живу в Ташкенте и, кажется, даже уехав отсюда, не забуду вкуса наших фруктов и овощей. Солнышко делает свое благородное дело. Помнится, тоже немало мучились над "вспарыванием" кокоса. Дети любят, а мне надо было бы, действительно, применить скорлупу для горшочков под цветы. Здорово получилось. До встречи.

    ОтветитьУдалить
  15. Здравствуйте, Татьяна! Очень приятно познакомиться :)

    Ну, вы еще успеете наготовить горшочков раз дети любят кокосы.

    ОтветитьУдалить
  16. Спасибо за массу полезной информации. И за рецепты. У меня как раз завалялась кокосовая стружка, пойду приготовлю печенье

    ОтветитьУдалить
  17. 푸제 안녕!
    제 블러그에 와서 감사합니다!

    ОтветитьУдалить
  18. Было очень интересно читать статью. Благодарю.

    ОтветитьУдалить
  19. Виктор Сергеевич, спасибо!

    ОтветитьУдалить

Перед отправкой комментария не забудьте подстраховаться, сохранив его в буфер обмена. Спасибо за внимание!