2/16/2011

Межнациональный брак


Заранее хочу оговориться, что не имею особых претензий ни к Корее, ни к корейскому народу. Просто хочется написать про отношения в мультикультурной семье. Поэтому постараюсь быть политкорректной насколько это возможно.

Вчера в очередной раз спорили с мужем по теме культурных различий между корейцами и их супругами-иностранцами. Похоже, что этот спор вечен ибо каждый из нас по-своему прав и хочет убедить в этом собеседника....
Главная фишка мужа в том, что "в чужой монастырь со своим уставом не ходят". Моя же позиция в том, что есть две вещи, которые нужно различать: первое - то, что ты можешь принять и сделать своим добровольно и, второе, это когда тебе что-то навязывают против воли и пытаются аргументировать это тем, что ты живешь не в своей родной стране и жить как ты раньше жила, уже не получится.

Примерно так обстоят дела и в одной межнациональной семье, где муж - англичанин, жена - кореянка. На днях была передача о них. Живут в Корее. Вся передача была построена сплошь на межнациональных и культурных различиях. В основном, акцент делался на том, как живется иностранцам в Корее на примере Эндрю. Посмотрела и вспомнила опять про свои моменты в начале супружеской жизни с корейцем.

Постоянный читатель, наверное, помнит о моих постах насчет культурного шока в Корее. Сейчас уже ко многому относишься по-другому, с пониманием, что ли. А в той передаче про Эндрю как раз показывается все то, о чем я хоть и не упоминала, но которое также было в моей жизни. Думаю, с такими вещами сталкивается каждый иностранец.

Как-то на одном русскоязычном форуме, где в основном "зависают" СНГовские жены корейцев, я подняла тему про съемки и косвенно был затронут вопрос о культурном шоке. Так вот несколько человек высказались, что мол у них совсем не было культурного шока и они практически не испытывали проблем в Корее. Но, я уверена, что они:
1. либо так долго живут в Корее, что совсем уже не помнят свои первые годы,
2. либо не настолько проницательны и не в состоянии "выделить даже зерна от плевел",
3. либо просто лукавят, показывая, насколько они хорошо тут жили и живут.

Как бы то ни было, ни одному не-корейцу, выросшему вне Кореи, не приходилось избежать культурного шока и связанных с этим неудобств. Дело в том, что Корея настолько уникальная и своеобразная страна, что приспособиться к жизни в ней удается не сразу. Это и кухня, и образ жизни корейцев, и культурные ценности, и традиции, корейский язык ... да много чего.

Так вот, про английского мужа корейской жены. Сразу видно, насколько ему не уютно в корейской семье. Мне кажется, женщине легче в этом плане приспособиться. Больше всего притирок было в отношениях с тещей. Она постоянно указывает ему как нужно поступать, как есть, как пить, как жить, в конце концов. Конечно, это может расцениваться как проявление бестактности по отношению к зятю, но этим страдает большинство старшего поколения, с кем я очно или заочно знакома через друзей и знакомых. Удивительно, как мне повезло со свекрами на этом фоне.

Как правило, устав корейской семьи основан на общинности. Это означает, что "все мое - это общее и чем-то из общего я могу пользоваться". Как то так. Притом, что на Западе ситуация прямо противоположна - тут господствует индивидуализм и privacy. Например, теща Эндрю в его отсутствие убирается в его комнате, стирает, перебирает его личные вещи вплоть до нижнего белья. Это чистой воды вторжение в личное пространство человека. Эндрю это глубоко возмущает и он, пытаясь смягчить свои претензии, просит тещу так больше не делать. Теща обижается. Тогда Эндрю обсуждает эту ситуацию с женой, но она поддерживает свою мать и в то же время дает понять Эндрю, что тот должен научиться жить по-корейски. А жить по-корейски это как? Это ознаечает, что свекровь уже твоя мама и у тебя не должно быть абсолютно никакого неудобства, если она пытается кормить тебя со своих палочек (по-нашему, со своей ложки), похлопать тебя там, куда ты разрешаешь прикосаться только своей жене. И все в том же духе. 

Помнится, когда я только прилетела в Корею, в аэропорту меня встречала вся семья. Тогда свекровь так звонко хлопнула меня по ягодицам, что я чуть не подскочила от неожиданности. Позже выяснилось, что это проявление симпатии и направлено, в основном, к детям.

Наверное, я подниму эту тему в блоге еще не один раз, но пока ограничусь этим.