10/06/2011

Две жены - роскошь?...

Как в России стало популярным понятие "новый" русский, так и в Узбекистане имеется понятие "новый" узбек, хотя народный юмор и не придает ему такого значения как на Севере. По-моему, народ пока не понял как вообще относиться к такому явлению.

Я бы хотела рассмотреть сие развитие общества с самой простой стороны - законная жена и ... еще одна женщина. Определенно, это развитие, только вопрос: "В какую сторону? Восточную?"
В России все просто: общаешься еще с кем-то из женского пола помимо своей законной половины, значит с любовницей. В Узбекистане же с учетом всех религиозных соображений это называется мягко как "вторая жена". Давайте-ка попробуем разобраться все же как все это называется на чистом языке без всяких там "занавесок" и возможные последствия.


Восток - дело тонкое. Тут рубить с плеча - значит остаться без головы. 

С одной стороны, Узбекистан позиционирует себя как независимое демократическое государство. И никакие религиозные направления по сути не должны управлять обществом, хотя бы не в ущерб законодательному строю. Кстати, для тех кто не осведомлен: Правительство страны активно борется со всякими религиозными вмешательствами в жизнь граждан (неточная формулировка, но суть идеи автора такова). Например, запрещено появляться в официальных местах в хиджабах (мусульманская женская одежда); женщин в хиджабах не принимают ни на работу, ни на учебу; мужчинам не следует отращивать бороду или в этом усматриваются экстремистские настроения; муэдзины могут призывать на молитву только силой своего голоса, то есть запрещено использовать всякого рода усилительные приборы и т.д. 

Значит, в таком государстве должно быть демократическое общество, в котором главенствует закон. Правильно? Тогда, следуя букве закона многоженство запрещено. Законно брать в жены только одну женщину, как положено, штамп о регистрации брака ставится в паспорт.

Но, с другой стороны, тут выходит на арену такое понятие как "вторая жена". Конечно, это не просто там кто-то с кем-то приятно проводит время. Этот "брак" освещает религиозный деятель. Ни в каких документах сие действо не освещается. Если в государстве роль религии не занимает такого важного значения (как, например, в Арабских странах, где официально разрешено иметь 4 жены при условии, что мужчина в состоянии их достойно содержать), тогда как понять это новое положение в узбекском обществе? 

Как может называть вторая женщина мужчину, которых иногда проводит время у нее? Ладно, пусть он ее кормит, покупает дорогие безделушки. Но кем она является перед обществом? На какую участь она обрекает своих детей? Ведь, в конце-концов, дети останутся всегда при ней по закону. Настолько ли сильна все-таки роль религии, раз женщина соглашается на "филькину грамоту"? Либо это все обман для нее, для ее родителей, которым нЕчего будет сказать родственникам, да и просто самим себе? 

Этот пост возник у меня как реакция на новость: одна из прежних знакомых "вышла замуж" таким образом. Это ее самый первый брак, как положено у мусульман она сохранила себя для того единственного мужчины, который возьмет ее в жены. Почему она на это согласилась? Отчасти "виновато" ее семейно-финансовое положение: она бедна и вероятно поэтому не смогла выйти замуж до 30-ти лет. Да и возраст 30 лет - это в восточном обществе уже признак "старой девы" (обычно узбекские девушки начинают выходить замуж сразу после получения гражданского паспорта в 16 лет). Кое-какие скидки на возраст делаются, если девушка получала высшее образование и ей некогда было создавать семью. 

Получается, первоначально ее финансовое положение было не ахти каким, не подумала вовремя об учебе в ВУЗе. Ладно, этот "брак" позволил ей себя почувствовать более обеспеченной сегодня. А что завтра? Если завтра законная жена все же догадается о связи ее благоверного? Что тогда?  Полагаю, что здравомыслящая женщина из гражданского общества не станет мириться с таким положением вещей. Или второй жене приятно жить в страхе и вслушиваться в незнакомый номер телефона: "А вдруг это ОНА?"

Тут есть два варианта развития событий: 
1) мужчина работает на два фронта как флюгель: законная жена молчит и живет с болью в груди;
2) мужчина должен сделать выбор: либо законная жена либо вторая жена. Либо с ним просто что-то случилось (физически). 

Так вот, если незаконная женщина остается не удел, как ей жить дальше без гроша в кармане?  Искать нового спонсора? А кому она нужна, если у нее дети? Разводить нищету? 

Мне кажется, тут должно вмешаться государство: строго запретить либо узаконить как в арабских странах. Но ни в коем случае беззащитная женщина не должна страдать с малолетними детьми. Ведь от роли женщины в обществе можно судить о развитии прав человека в стране. 

Понимаю, что ситуация очень сложная и тут "рубить с плеча" не надо. Женщине ведь тоже рано или поздно хочется создать семью, познать счастье материнства. Но понимаю и сочувствую законной жене, на месте которой добровольно кто-то бы вряд ли согласился оказаться в развитом обществе. Поэтому, наверное, общество не выражает яркий свой протест по этому поводу: ладно уж так, чем совсем ничего... 

А вы как думаете? Есть ли компромисс или выход из ситуации? 


11 комментариев:

  1. Что "строго запретить"? Отношения с другой женщиной? До этого пока только в странах шариата додумались.

    Если 30-летнюю женщину никто не продал замуж, если она имеет возможность работать, и при этом получает помощь от мужа и содержание детей, а возможно и по завещанию кое-что, если она сама так хотела и сама согласилась на это, выбрала между таким положением и бездетным одиночеством, кто ее осудит, кроме тех, кто и в святость церковного брака не верит?

    ОтветитьУдалить
  2. Во-первых, было бы приятно, если бы вы хотя бы представились для начала. Мы же все-таки взрослые люди, можем же не прятаться за завесой интернета.

    Во-вторых, я не критикую выбор подобных женщин, это их личное дело. Если вы внимательно прочитали бы и вникли бы в суть, то я, наоборот, ее жалею и пытаюсь как-то найти решение для ее будущего и будущего ее детей. В таком положении закон никогда не будет на ее стороне.

    По сути вопроса:
    1) многоженство во всем мире не признается законом. И это относится не только к шариату. Взять к примеру американский штат Юта, в котором пару-тройку лет назад вроде бы пытались узаконить многоженство, то потерпели фиаско.

    2) как правило, женщина в таком положении во многом бесправна - мужчина как хозяин для нее обычно и в таких случаях ему нужно, чтобы она всегда была под рукой. Кто платит, тот и заказывает музыку. О какой работе можно думать, не говоря уже о ее качестве (ну это ладно, хоть кто-то же должен мыть полы и убирать туалеты).

    3) завещание от кого? Мужа? Да они в свете не смогут никогда вместе появиться, потому что обычно вторую жену берут богатые и уважаемые в обществе люди. Никто не станет пилить сук, на котором сидит. А про ее родителей и говорить нечего - не от сладкой жизни идут на такое!

    4) святость религиозного брака - она хороша для души, для сердца, но завтра в случае чего она не накормит.

    Пусть я и материалист, но это здравый смысл. Если вы хоть раз смотрели хроники из Африки, то поймете, о чем речь.

    И, наконец, я всецело уверена, что каждый из нас все равно останется при своем мнении - у каждого своя правда. Но есть вещи, с которыми не поспоришь. Если ты их понимаешь, то живешь. В противном случае - выживает сильнейший. Вот я и стою за то, чтобы узбекский народ не вымирал или деградировал ради куска хлеба! Для этого в законодательстве должны быть строгие правила. Впрочем, в Узбекистане сейчас кроме этого и так проблем много. Так что общество вроде как и смотрит на это сквозь пальцы.

    Если есть еще мнения, я с удовольствием подискутирую на эту тему.

    ОтветитьУдалить
  3. Гульноз, в современном обществе, в любой стране, женщина не должна всецело зависеть от мужа. Не важно первая она жена при этом, вторая или третья. У нее должна быть профессия и возможность растить детей вне зависимости от "капризов" мужа. Сегодня он любит и готов содержать семью, завтра - нет. В Узбекистане главная проблема - низкие доходы бОльшей части населения, ее и нужно решать, вне зависимости от того мужчина это или женщина.
    Ты знаешь, что я живу уже долго. Свою дочь много лет я растила сама, хотя у меня и был очень обеспеченный муж, который очень хотел ребенка. Моя подруга -одноклассница родила сына в 30 с лишним лет от человека, которого любила. Но она не жила с ним в качестве жены ни одного дня и вырастила своего сына полностью самостоятельно. Было ей не легко, но так получилось, не всем судьба дает счастье прожить жизнь рядом с любимым человеком. И этот факт нужно понимать. Особенно сложно оценить степень своего везения тем женщинам, которым судьба этот дар, скажем так, преподнесла "на тарелочке с голубой каемочкой". Гульноз, моя другая подруга, которая успешно занимается бизнесом рассматривает мужчин, как дополнительную обузу. Ее дочка примерно ровесница твоей принцессы, а она, не смотря на свой возраст за 40, хочет успеть родить ей братика... при этом замуж за отца своих детей, который, между прочим, моложе ее на 10 лет, не собирается категорически. Я с трудом уговариваю ее поддерживать с ним хоть какие-то отношения, все-таки он отец ее горячо любимой дочки...
    Поэтому главным для женщины я считаю независимость от мужчины, кто бы он ни был, 1 муж, любовник, 2 муж или даже просто Любимый.
    А на Востоке с этой самой независимостью сложнее, чем в Европе.
    Кстати, моя собственная дочь пошла еще дальше. Последний год она работает в США программистом в Майкрософте, а ее муж занимается домашним хозяйством, т.к. найти работу в Штатах ему пока невозможно. Т.е. здесь зависимость наоборот, что в принципе не редкость в Европейских странах и Америке ...

    ОтветитьУдалить
  4. Марина, привет, да, во многом ты права, я согласна с тем, что нужно уметь быть независимой, да и отец меня так воспитывал. И то, что на Востоке с женской независимостью большой напряг, тоже верно. В принципе, я бы посоветовала героине этой истории прилагать усилия для обретения независимости, для начала хотя бы получить образование. Но, наверное, в этом плане, с одной стороны, я идеалист.
    Но в вопросе о будущем мы обе с тобой реалистки, не так ли? Вот если бы все так и думали, может быть меньше было бы социальных проблем.
    То что она решилась на такой шаг - вроде бы и хорошо для нее, но она не думает о последствиях. Впрочем, чужая душа - потемки...

    ОтветитьУдалить
  5. Может не стоит выносить на всеобщее обсуждение про то что у нас в Узбекистане в жизни получается? Ведь никто не заставляет женщин быть вторыми женами, просто женщин больше и каждая хочет кусочек своего счастья, а иначе она останется одна и без детей, а так хотя бы какая-никакая семья.печально, но жизнь диктует свои правила, а жить одной невыносимо.

    ОтветитьУдалить
  6. Уважаемый автор, мне кажется, что вы слишком идеализируете жизнь. Идеальтной она может быть только в планах, а в реальности получается как получается. Как говорится, человек предполагает, а бог располагает. Тем более, что это личная жизнь совершенно постороннего человека/людей и каждый волен поступать как считает нужным по его сложившимся условиям жизни.

    Автор, расслабьтесь!

    ОтветитьУдалить
  7. Kajdiy vibiraet to, chto emy nravitsa i ustraivaet. Znala odnu devicu, kotoraya hotela zamuj v Emirati uehat, i ee ne bespokoilo to, chto tam ona budet ocheredenoy jenoy. Nu i chto govorila ona. Zato bogata i rabotat ne pridetsa, ne govorya uje o vechnom stremlenii sokratit rashody.

    ОтветитьУдалить
  8. Там уж как повезет. Могут и продать в бордель, мало ли таких историй было? В арабских странах (простите, мусульмане!) такое нередко встречается - подпольно.

    ОтветитьУдалить
  9. Ne sudi i ne sudim bydesh - narodnaya poslovoca!

    ОтветитьУдалить

Перед отправкой комментария не забудьте подстраховаться, сохранив его в буфер обмена. Спасибо за внимание!