10/06/2011

Две жены - роскошь?...

Как в России стало популярным понятие "новый" русский, так и в Узбекистане имеется понятие "новый" узбек, хотя народный юмор и не придает ему такого значения как на Севере. По-моему, народ пока не понял как вообще относиться к такому явлению.

Я бы хотела рассмотреть сие развитие общества с самой простой стороны - законная жена и ... еще одна женщина. Определенно, это развитие, только вопрос: "В какую сторону? Восточную?"
В России все просто: общаешься еще с кем-то из женского пола помимо своей законной половины, значит с любовницей. В Узбекистане же с учетом всех религиозных соображений это называется мягко как "вторая жена". Давайте-ка попробуем разобраться все же как все это называется на чистом языке без всяких там "занавесок" и возможные последствия.


Восток - дело тонкое. Тут рубить с плеча - значит остаться без головы. 

С одной стороны, Узбекистан позиционирует себя как независимое демократическое государство. И никакие религиозные направления по сути не должны управлять обществом, хотя бы не в ущерб законодательному строю. Кстати, для тех кто не осведомлен: Правительство страны активно борется со всякими религиозными вмешательствами в жизнь граждан (неточная формулировка, но суть идеи автора такова). Например, запрещено появляться в официальных местах в хиджабах (мусульманская женская одежда); женщин в хиджабах не принимают ни на работу, ни на учебу; мужчинам не следует отращивать бороду или в этом усматриваются экстремистские настроения; муэдзины могут призывать на молитву только силой своего голоса, то есть запрещено использовать всякого рода усилительные приборы и т.д. 

Значит, в таком государстве должно быть демократическое общество, в котором главенствует закон. Правильно? Тогда, следуя букве закона многоженство запрещено. Законно брать в жены только одну женщину, как положено, штамп о регистрации брака ставится в паспорт.

Но, с другой стороны, тут выходит на арену такое понятие как "вторая жена". Конечно, это не просто там кто-то с кем-то приятно проводит время. Этот "брак" освещает религиозный деятель. Ни в каких документах сие действо не освещается. Если в государстве роль религии не занимает такого важного значения (как, например, в Арабских странах, где официально разрешено иметь 4 жены при условии, что мужчина в состоянии их достойно содержать), тогда как понять это новое положение в узбекском обществе? 

Как может называть вторая женщина мужчину, которых иногда проводит время у нее? Ладно, пусть он ее кормит, покупает дорогие безделушки. Но кем она является перед обществом? На какую участь она обрекает своих детей? Ведь, в конце-концов, дети останутся всегда при ней по закону. Настолько ли сильна все-таки роль религии, раз женщина соглашается на "филькину грамоту"? Либо это все обман для нее, для ее родителей, которым нЕчего будет сказать родственникам, да и просто самим себе? 

Этот пост возник у меня как реакция на новость: одна из прежних знакомых "вышла замуж" таким образом. Это ее самый первый брак, как положено у мусульман она сохранила себя для того единственного мужчины, который возьмет ее в жены. Почему она на это согласилась? Отчасти "виновато" ее семейно-финансовое положение: она бедна и вероятно поэтому не смогла выйти замуж до 30-ти лет. Да и возраст 30 лет - это в восточном обществе уже признак "старой девы" (обычно узбекские девушки начинают выходить замуж сразу после получения гражданского паспорта в 16 лет). Кое-какие скидки на возраст делаются, если девушка получала высшее образование и ей некогда было создавать семью. 

Получается, первоначально ее финансовое положение было не ахти каким, не подумала вовремя об учебе в ВУЗе. Ладно, этот "брак" позволил ей себя почувствовать более обеспеченной сегодня. А что завтра? Если завтра законная жена все же догадается о связи ее благоверного? Что тогда?  Полагаю, что здравомыслящая женщина из гражданского общества не станет мириться с таким положением вещей. Или второй жене приятно жить в страхе и вслушиваться в незнакомый номер телефона: "А вдруг это ОНА?"

Тут есть два варианта развития событий: 
1) мужчина работает на два фронта как флюгель: законная жена молчит и живет с болью в груди;
2) мужчина должен сделать выбор: либо законная жена либо вторая жена. Либо с ним просто что-то случилось (физически). 

Так вот, если незаконная женщина остается не удел, как ей жить дальше без гроша в кармане?  Искать нового спонсора? А кому она нужна, если у нее дети? Разводить нищету? 

Мне кажется, тут должно вмешаться государство: строго запретить либо узаконить как в арабских странах. Но ни в коем случае беззащитная женщина не должна страдать с малолетними детьми. Ведь от роли женщины в обществе можно судить о развитии прав человека в стране. 

Понимаю, что ситуация очень сложная и тут "рубить с плеча" не надо. Женщине ведь тоже рано или поздно хочется создать семью, познать счастье материнства. Но понимаю и сочувствую законной жене, на месте которой добровольно кто-то бы вряд ли согласился оказаться в развитом обществе. Поэтому, наверное, общество не выражает яркий свой протест по этому поводу: ладно уж так, чем совсем ничего... 

А вы как думаете? Есть ли компромисс или выход из ситуации?